Согласно ч. 3 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации любая деятельность по обустройству какого-либо природного водного объекта осуществляется при условии сохранения его природного происхождения.
Данное требование направлено, прежде всего, на недопущение антропогенного воздействия на водные объекты путем трансформации их естественного режима в искусственный под видом их обустройства. Таким образом, может быть уничтожена естественная гидравлическая связь с иными водными объектами, водоем может быть признан прудом или обводненным карьером и впоследствии быть передан в частную собственность.
Кроме того, запрет на проведение работ по изменению и благоустройству природного водного объекта, если это не сохранит его естественное происхождение (ч. 3 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации), также исходит из некоторых принципов водного законодательства (пп. 1, 2 и 3 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Лица, допустившие нарушение основных требований к использованию водных объектов, должны быть привлечены к установленной законом ответственности.
Указанные Вами работы подпадают под требования части 2 статьи 11 Водного кодекса: работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, должны осуществляться на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование определен статьей 23 Водного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844. Форма решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.03.2007 № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование».
Дополнительно сообщаем, что согласно статье 50 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
Согласно ч. 3 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации любая деятельность по обустройству какого-либо природного водного объекта осуществляется при условии сохранения его природного происхождения.
Данное требование направлено, прежде всего, на недопущение антропогенного воздействия на водные объекты путем трансформации их естественного режима в искусственный под видом их обустройства. Таким образом, может быть уничтожена естественная гидравлическая связь с иными водными объектами, водоем может быть признан прудом или обводненным карьером и впоследствии быть передан в частную собственность.
Кроме того, запрет на проведение работ по изменению и благоустройству природного водного объекта, если это не сохранит его естественное происхождение (ч. 3 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации), также исходит из некоторых принципов водного законодательства (пп. 1, 2 и 3 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Лица, допустившие нарушение основных требований к использованию водных объектов, должны быть привлечены к установленной законом
За данные деяния предусмотрено наказание по нескольким статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования
2. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Во всех случаях Вам будет предписано привести земельный участок в первоначальное состояние.
Для того, чтобы «соорудить» пруд, а для этого построить гидротехническое сооружение, Вам необходимо обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для получения водного объекта в пользование для строительства гидротехнического сооружения.
Процедура выдачи решения регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».
Земельные участки в зоне затопления
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Водного кодекса Российской Федерации: «На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются».
Таким образом, если Ваш земельный участок находится в зоне затопления, требования органов местного самоуправления о возведении защитных гидротехнических сооружений на Вашем земельном участке при строительстве индивидуального жилого дома являются законными.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть первая. «Собственник несет бремя принадлежавшего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором» и в соответствии со статьей 211 «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления и т.д. Законодательством Российской Федерации не запрещено строительство берегоукреплений на собственных земельных участках.
Обустройство водоохранных зон
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов как земельные участки, могут входить в состав земель различного назначения. Земельные участки могут находится, как в собственности, так и в пользовании.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:…
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов…».
Согласно п. 16, ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оснащения территории сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Ограничение деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос определено пп. 15 и 17. ст. 65 Водного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (для Воткинского водохранилища – 20 м) предназначаются для общего пользования.
Согласно ст. 27 п. 8 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы.
Согласование предоставления земельных участков и строительства объектов в пределах водоохранных зон водных объектов водным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Вопросы по земельным участкам
В соответствии с Положением «О Камском БВУ» решение земельных вопросов не входит в компетенцию Камского БВУ.
В соответствии с п. 10, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации»:
«Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов…».
Для решения вопроса узаконивания земельных участков необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения Ваших земельных участков.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации: «Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования».
Размер береговой полосы установлен ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации: «6. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров».
В водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водных объектов допускается хозяйственная деятельность с ограничениями, установленными ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации
Земли, покрытые поверхностными водами и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к землям водного фонда.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков, т.е., такие земли не подлежат передаче в аренду либо частную собственность.
Право пользования акваторией водного объекта приобретается в соответствии с Водным кодексом РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации №230 от 14.04.2007 г. «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» и №165 от 12.03.2008 г. «О подготовке и заключении договора водопользования».
Осуществление проверок Камским БВУ
В соответствии с Положением «О Камском БВУ» Управление не наделено контрольно-надзорными функциями, поэтому не имеет полномочий на осуществление проверки законности строительства в прибрежной полосе р. Кама.
По вопросам законности строек на берегу р. Кама Вы можете обратиться в Управление Росприроднадзора по субъекту Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство
Представление статистической отчетности
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009г. № 205 (далее Порядок).
В соответствии с п.3 Порядка учет объема забора водных ресурсов из водных объектов включает измерение объема забора водных ресурсов, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к Порядку, в данном случае по формам 1.1, 1.2 или 1.5, 1.6.
В соответствии с приложениями к данным формам лица, уполномоченные вести учет водопотребления в организации, определяются ее руководителем. Правильность заполнения формы и достоверность фиксируемых данных должны проверяться уполномоченным должностным лицом организации и подтверждаться его подписью в журнале.
Пунктом 16 Порядка установлено, что водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность, в том числе и за представление сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исправление представленных ранее сведений законодательством не предусмотрено.